Краса-Кубань. Путевые записки

Я узнал, что у меня есть огромная семья: речка, поле и лесок, в поле каждый колосок…всех люблю на свете я — это Родина моя! (Юрий Павлюков)

Сегодня мы обрели самосознание. Самосознание того, что мы принадлежим к Русскому миру и краше нашей огромной России, любимой Кубани – нет ничего на свете!

Мы стали больше интересоваться своей историей, происхождением, природой и географией. Детально это делать я начал с родных мест, с Кубани.

Справка: Куба́нь — исторический регион на Северном Кавказе, прилегающий к реке Кубань и её притокам, который со времён средневековья принадлежал Ногайским ордам, Черкесии и Крымскому ханству. В 1783 году, после ликвидации Крымского ханства, присоединена к Российской империи.

Познать свой любимый край-это познать самого себя. И слова «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать», нашли подтверждение нашим намерениям…

Меня с раннего детства привлекали горы. Тогда казалось, что они где-то далеко. Повзрослев, я понял, что удивительное совсем рядом, практически на расстоянии вытянутой руки. Наша Кубань имеет  огромный  географический диапазон – от Азовского и Чёрного морей до Кавказских гор и самого Фишта.

Справка: гора Фишт – является западным началом горной цепи Главного Кавказского хребта. Высота 2868м. Это самая высокая вершина Фишт-Оштеновского массива, образованного горами Фишт, Оштен и Пшехо-Су. Почти с севера на юг Фишта проходит территориальная граница между Краснодарским краем и республикой Адыгея.

На слуху у многих растиражированные западные горнолыжные курорты. Сегодня я понял, наш аналог намного лучше! Я был уверен, что я полюблю горы, но чтобы это узнать и прочувствовать, мне надо было там побывать! Виртуально горы были для меня неприступными, неизвестными, но очень манящими и желанными. В этом году свершилась  моя мечта, которая обрела реальные очертания!

Теперь в реальной жизни в трёхдневном походе мне была предоставлена возможность сделать восхождение на горы Кавказского заповедника, в компании одиннадцати товарищей: «Лучше гор могут быть только горы» — говорил в свое время знаменитый писатель и поэт Владимир Высоцкий. И с этим утверждением трудно поспорить.

Справка:  бывшая «Всесоюзная тридцатка». Уникальный маршрут, где можно пройти все ландшафтные зоны, от кубанских чёрнозёмных степей, широколиственных и хвойных лесов поднимаясь к альпийским лугам, вечным снегам и суровым ледникам, и спускаясь на южную сторону Главного Кавказского хребта – к побережью, пальмам, бамбуку и магнолиям.

Мы на своем примере в этом убедились.
Сентябрьским утром с большой компанией друзей мы отправились покорять вершину горы Фишт. Собрав снаряжение и всю волю в кулак мы двинулись в путь-дорожку. Наше путешествие началось с местечка под названием «Партизанская поляна», оно находится в республике Адыгея недалеко от границы с Краснодарским краем. Это место является стартовой площадкой для туристов. Своеобразный перекресток таких известных направлений для отдыха и туризма, как гора «Плато-Лагонаки, Оштенп и Фишт.

Справка: известной и популярной горой России считается гора Фишт, являющаяся частью Главного Кавказского хребта.

Словно мрачный великан, подпирающий своими скалистыми, покрытыми снегом, плечами голубое южное небо она возвышается над уровнем моря на 2868 метров. Гора так красива и величественна, что даже вошла в ролик «Русская азбука», показанный на открытии олимпиады в Сочи.

Мы с товарищами, преисполненные гордости за результаты нашей олимпийской сборной России, проявленные на одноименном стадионе, решили покорить именно вершину горы Фишт. Наш путь лежал через перевалы Гюзерипль и Армянский, далее кемпинг Фишт-приют и сама гора Фишт. Через два с половиной часа живописной прогулки на свежем воздухе мы добрались до первого перевала, где увидели памятный знак героям Великой Отечественной войны.

Справка: в 1942 году Фишт-Оштеновский перевал имел важное стратегическое значение, здесь сражался с частями вермахта 2 батальон 23-го пограничного полка НКВД. В честь тех дней в 2010 году на перевале был установлен памятный знак. На перевале начинаются тропы к вершинам гор Оштен и Пшехо-Су. Высота Фишт-Оштеновского перевала – 2200 метров.

В царственной тишине величественной природы, каждый из нас мысленно погрузился в память о подвиге наших предков, благодаря которым все это великолепие и богатство является неотъемлемым наследием и достоянием нашего поколения. Вечная память героям Великой Отечественной войны…

На втором перевале нашему взору, открылся изумительный вид массива гор Кавказского заповедника. С возвышенности вдалеке виднелся следующий пункт нашего похода — долгожданный Фишт-приют.

Справка: приют «Фишт» — туристский приют, расположенный на территории Кавказского заповедника, на туристской тропе 30 всесоюзного маршрута между перевалами Армянский и Белореченский.

Спускаясь к кемпенгу, нас радовал великолепный пейзаж, а слух услаждал искрящиеся горные ручьи. Мы решили сделать маленькую остановку и насладиться неповторимым моментом. Зачерпнув чистейшей воды из горного ручья, мы утолили жажду, наполнились бодростью, энергией и продолжили путь. Приближаясь к приюту, мы встретили несколько небольших, но очень живописных водопадов, звук которых создавал необыкновенную атмосферу умиротворения и единение с природой.

Справка: один из водопадов  высокий, но у него нет названия: кто его Фиштинским называет, кто Пшехским, а кто и вообще никак… А между тем высота его аж 200 метров, что выводит его в разряд крупнейших в России. Водопадов как таковых два: один помощнее и пониже, другой повыше, но менее полноводный. Мы узнали, что в середине лета от обоих остаются лишь тоненькие струйки. Но и они впечатляют!

Пройдя тропою через небольшой лес, мы поднялись на очередную возвышенность, с которой прошли по подвесному мосту. От покачивающегося деревянного моста немного захватывало дух, но мы смело и уверенно преодолели шаткий путь. В приюте нас ожидали сказочного вида небольшие домики и радушный прием хозяев. Все выглядели уставшими, но счастливыми, впереди нас ждали посиделки и общение нашей дружной компании. На территории кемпинга мы установили свои палатки, в которых остановились на ночлег.

Справка: под крышей турприюта селят за деньги, свою палатку можно поставить бесплатно, однако у туриста обязательно должен быть билет в заповедник, так как приют находится на территории Кавказского государственного биосферного заповедника.

Не обошлось без небольшого приключения, щекотящего нервы некоторых туристов. Ночью наш лагерь посетили местные очаровательные мишки. Смешанное чувство умиления и страха лишило сна многих из нас. Доев все, что туристы оставили после трапезы, медведи удалились прочь, а мы смогли расслабиться и продолжить наш отдых.

К сведению: всех предупреждаю, что здесь возможна такая встреча и прошу быть повнимательнее — медведи здесь есть!

Утром второго дня мы никуда не спешили, хорошо выспались, позавтракали и выдвинулись на маршрут, по направлению к горе Фишт. Восходя на вершину, мы смогли воочию отследить чудеса многопоясности. Подъем был довольно трудным и показался очень долгим, но это того стоило. Примерно к обеду нас уже окружал фантастический пейзаж горного массива. Примерно в три часа наша группа, стоя на вершине горы Фишт изумлялась открывающимся видам и просторам нашего родного края.

Справка: природа Краснодарского края особенно прекрасна. Климат от умеренного континентального до субтропического. Краснодарский край омывается двумя морями: Чёрным и Азовским. Горные районы Краснодарского края занимают около 20 % всей территории края. Горы Кавказа начинаются возвышенностями в районе города Анапа и в направлении на юго-восток в районе города Сочи достигают высоты 2868 м над уровнем моря. До высоты 600—700 м над уровнем моря горы покрыты смешанным широколиственным лесом, среднегорный пояс (700—800 м) насыщают буковые леса, на высоте 1300—1900 метров произрастает берёзовое и буковое криволесье, пихты, ели, и уже выше можно встретить альпийские луга.

Высшая точка Краснодарского края — гора Цахвоа (3346 м), расположенная в Мостовском районе на территории Кавказского государственного природного биосферного заповедника.

В горах Краснодарского края находится множество природных объектов, находящихся под охраной государства. Одним из первых в стране в 1924 году создан Кавказский государственный природный биосферный заповедник. Наиболее интересен он в ботаническом и зоологическом отношениях. Флора заповедника насчитывает 30 тысяч видов, много среди них реликтов. Более 70 видов млекопитающих, 241 вида птиц, 19 видов пресмыкающихся, 10 видов земноводных обитает на территории Кавказского заповедника. Нельзя не отметить, что в Красную книгу России занесено 32 редких вида позвоночных животных. В последние десятилетия популяция зубра находится на грани исчезновения.

Спускаясь на обратном пути, каждый из нас высказывал восторженное мнение о возможностях отдыха и туризма нашего региона: лес, виды, запахи, все просто супер. Шли неспешно, много фотографировали и всё рассматривали по сторонам. Те, кто был не в первый раз  в этих местах, не переставали восхищаться окружающей природой, а для меня, впервые приехавшего сюда — это был «ураган» эмоций.

Мы поняли, что для успешной работы и жизни у нас есть все, чтобы полноценно отдыхать и заряжаться жизненной энергией великолепной природы. Чистая вода, свежий воздух, гармония, доступность такого здорового, полноценного отдыха мотивируют отдавать предпочтение нашему родному Краснодарскому краю.

Фишт, скалясь западным отвесом, буравит гребнем в высоту, со Пшехо-Су в союзе тесном, даруя людям красоту (Сергей Дыгало г. Майкоп).